admin
Сообщений: 9
Обратиться по имени |
Прекрасно известная гжель, эта извечная конкурентка узоров хохломы в народном сознании, ведет свою историю с 12 века. Рассмотрим поподробнее эту разновидность русского народного прикладного искусства.
Огромные щиты на обочинах все время напоми¬нали о достижениях и планах жителей некогда нищих деревень. Города и рабочие поселки привет¬ствовали путника вытянутыми стрелами огромных башенных кранов. Нет, ничего уже не осталось от старой «косопузой» Рязани, про которую до¬велось читать журналисту в статьях и в книгах. Терриконами и копрами угольных шахт встретил Скопин путешественника. Мемориальная доска на одном из зданий напоминала, что здесь в 1919 году Михаил Иванович Калинин обратился к шахтерам Скопина с призывом помочь углем мо¬лодой Советской республике. На центральной площади с Доски почета смотрели молодые лица лучших производственников. Все это совершенно не вязалось с представлением о городе как о ро¬дине глиняного сказочного кентавра. И все же это было именно так.
Еще в Рязани, в областном краеведческом музее познакомился журналист с прошлым Скопина.
Начиная с XII века жители деревень, располо¬женных на месте теперешнего города, использо¬вали богатые залежи светлых гончарных глин. А когда в конце XVI века родился город, названный первоначально Острожком, то сразу же выделился целый район — «гончарный конец». Отсюда раз¬возили поначалу в ближние селения, а потом ив деревни подальше миски, горшки, кринки, кув¬шины. За иссиня-черный цвет, получавшийся при обжиге, прозвали их «синюшками», именно так назывались русские сувениры.
Были «синюшки» прочны, дешевы, а потому пользовались уважением покупателей. К началу XIX века скопинские гончары наведывались со своим товаром даже в Ростов и Таганрог. К сере¬дине века в городе насчитывалось около пятиде¬сяти мастерских, где трудилось свыше двух сотен работников.
В одном из залов музея висит фотография: боро¬датый мужик, сидя на низенькой скамеечке, левой рукой крутит деревянный круг, а правой рав¬номерно тянет кверху глиняный жгут, лежащий на кругу. Это скопинский гончар лепит миску.
Уже давно наравне с мастерами изделий Хохломы работали на Руси крупные фарфоро¬вые заводы, гжельские мастера выпускали затей¬ливую посуду и фигурки, а в Скопине по-прежнему придерживались старинного способа дедов и пра¬дедов. Работали так, как в XII веке. В той же избе, где жил мастер, хранился запас глины, здесь же вымешивали ее ногами и руками, здесь же, сидя чуть ли не на полу, делали посуду и обжигали ее в горне, занимавшем половину избы. |
Живу я хорошо, все у меня есть |
|